Технологический процесс не стоит на месте. ТОПовые компании автомобилестроения, такие как Tesla, уже активно выпускают машины с автопилотом. А как обстоят дела с сельскохозяйственной техникой? Действительно ли завтра услуги механизаторов, трактористов и комбайнеров будут невостребованные?
В John Deere работают над беспилотниками уже 20 лет и готовы запускать в серию
На выставке CES 2022 компания представила полностью автономный трактор, на базе модельного ряда 8R. В ходе пресс-конференции заявили что это не концепция, первые модели уже работают на полях, а серийное производство запуститься к концу 2022 году.
В компании также заявили что работали над беспилотником более 20 лет, и в итоговом результате используются технологии которыми уже оборудованы машины работающие на полях. Например AutoTrac.
Беспилотная система работает на основе GPS технологии. 6-ть пар стереокамер обеспечивают передачу изображений в нейросеть, которая обрабатывает каждый пиксель за 100 мс. Далее трактор получает сигнал о наличии или отсутствии помех и дальнейшей траектории движения или остановки в случае препятствия. Маршрут контролируется с зазором плюс/минус 2,5 см.
Контроль работы осуществляется с помощью смартфона, оператору или фермеру остается только подогнать трактор к полю и завести исходные данные. В процесс работы, будь то скорость или глубина обработки почвы, также может регулироваться удаленно.
Трактор может работать 24 часа в сутки, останавливаясь каждые 8 часов на заправку топливом.
От CNH пока только концепции
В корпорации CNH (Case New Holland) пока нет информации о выход на рынок с беспилотниками, зато уже как несколько лет назад были представлены концепции новой технологии.
CASE — отличный дизайн, отсутствие кабины и вопросы по автономности
В CASE удивили дизайном своего автономного трактора. Действительно, футуристическая форма кузова, отсутствие кабины как таковой, и великолепный цвет машины, которая работает без тракториста, завораживает своей красотой.
Общественности данную технологию представили еще в 2016 на выставке Farm Progress Show 2016 в США. Производитель заверяет что концепцию разрабатывали на базе серии тракторов Magnum.
Технология не предусматривает полной автономной работы. Машина работает по ранее заведенному маршруту, объезжая имеющиеся препятствия по, также утвержденной ранее, траектории. В случае появления нового препятствия машина передает сигнал на устройство контроля оператора, который в ответ проставляет маршрут на основе полученной задачи.
New Holland — кабину оставили, дизайн классический, все те же вопросы по автономности
New Holland представили свою версию беспилотного трактора в 2017 году на выставке Farm Progress Show в США. Концепт был разработан на основе серийной модели трактора T8. В отличие от своих коллег они не стали заморачиваться над современном дизайном, и продвинули это как достоинство. Заявив что подобное решение позволяет использовать трактор как с управлением оператора в кабине так и без него.
Трактор оборудован четырьмя камерами (две спереди и две сзади) которые передают видео оператору. И тот, при необходимости, в режиме реального времени занимается подстройкой траектории движения или режима работы оборудования.
По сути CNH предлагают не полностью автономные трактора, а машины с удаленным управлением.
Fendt пошли еще дальше и вместо одно трактора предлагают использовать несколько
В корпорации AGCO, в которую входит компания Fendt, подошли нестандартно к разработке беспилотника. Проект назвали Xaver и за его основу приняли принцип организации пчелиного роя. Несколько мини тракторов роботов размещаются в логистической базе, которая доставляет их на поле.
Мини роботы используются для посева пропашных культур. Как заверяют производители они полностью автономны. Информация о работе заносится в облако и при помощи программного обеспечения распределяется по аппаратам.
По сути каждый робот это одна высевающая секция сеялки. Они имеют электропривод, заряжаются и заполняются семенам в логистической базе.
Достоинством такой технологии производители называют возможность использования такого количество роботов, которое необходимо для определенной площади поля. При выходе из строя одного или нескольких роботов остальной рой продолжит работу. Предельную точность посева, вплоть до координации посева каждого семени. Экономичность по топливу и экологическую чистоту.
Футуристические и высокотехнологичные японцы
В 2020 коду японская компания Kubota представила свой проект X Tractor. Фантастический дизайн произвол огромный фурор на публику.
Трактор оборудован четырьмя гусеницами с независимыми электроприводами. На крыше установлена солнечная панель. Независимый регулируемый клиренс в зависимости от видов работы и высоты обрабатываемых культур.
Производители заверяют что контроль за работой осуществляет искусственный интеллект, который должен контролировать не только непосредственную работу, но и весь комплекс агротехнологический мероприятий от предпосевной обработки почвы до уборки. Система будет учитывать влажность, погодные условия, темпы роста растения и др.
Выводы или что делать механизаторам?
Внедрение беспилотных технологий в сельскохозяйственном производстве дело ни одного дня и даже года. Но давайте сейчас представим себе работу на полях без GPS навигации, систем параллельного вождения, мониторов, датчиков потерь, урожайности, влажности и пр… А буквально каких либо 20 лет назад это была такая же фантастика.
А что же делать механизаторам, трактористам и комбайнерам? Следует понять что новые технологии приходят не просто так, а по какой-то причине или потребности. Именно нехватка профессиональных кадров, вызванная увеличением производительности аграрной отрасли, урбанизация и привели к необходимости искать новые технологии.
Процесс перехода на беспилотник это дело ни одного дня и сразу будет внедрятся в развитых странах, так как цена таких агрегатов будет не маленькая. А в странах с развивающейся экономикой, таких как Украине, как минимум, выгоднее будет оплачивать труд наемных работников, чем делать такие инвестиции.
В США провели опрос по поводу беспилотных тракторов. Однозначно за высказались молодые фермеры с среднем или большими земельными банками. Фермеры среднего и выше возраста выразили сомнения, так как считают что им будет не просто разобраться в новой технологии. Некоторые даже заявили что никогда не променяют возможность лично порулить в кабине трактора.
Так что пока украинским механизаторам можно выдохнуть. Всему свое время. И кто его знает может быть завтра лучше будет контролировать работу нескольких тракторов в помещении чем рулить бесконечное раз туда-сюда по полю в любую погоду.
Но даже когда трактора и комбайны будут обходится без управления человеком, это не даст защиты от поломок. Даже самые качественные представители сельскохозяйственного машиностроения выходят из строя. Рано или поздно любую технику надо ремонтировать, как минимум обслуживать и заменять расходные материалы. Наша компания VIP-KATALOG всегда будет рада помочь нашим клиентом в приобретении каталога запчастей, инструкции или другой технической документации и литературы, даже на беспилотные трактора, комбайны, опрыскиватели и пр. технику.